эйдетика

 

Использование приёмов эйдетики

для формирования орфографического навыка

у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

               Главное, что должно дать образование,

 и о чём часто забывают,- это не «багаж» знаний,

а умение владеть этим «багажом».

А.Н.Несмеянов

У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), в отличие от своих сверстников, не сформированы как речевые, так и неречевые предпосылки усвоения правил правописания. Вместе с тем от развития орфографических умений зависит познавательное развитие ребенка, не только его успешное обучение, но и дальнейшая социализация.

Важнейшей задачей обучения младших школьников c ТНР является формирование грамотного письма, одной из составляющей которого является система правил написания слов или орфография [2, с.8]. Но каждый учитель современной школы знает, что нередко приходится много раз повторять с обучающимися один и тот же орфографический материал, и, всё же, он остаётся не усвоенным. В современном процессе обучения четко прослеживается противоречие между количественными усилиями педагогов, направленными на становление орфографических умений, и качеством их развития у школьников.

Процесс овладения орфографическими навыками является непростым и энергозатратным для любого ученика, тем более для учащегося с ТНР. Для качественного овладения орфографическими нормами необходимо, чтобы учащиеся имели достаточный уровень развития высших психических функций; были познавательно активными; имели хорошо развитые речевые функции; владели и оперировали элементарным понятийным словарем [3, с.35]. К сожалению, учащиеся с ТНР плохо владеют учебной терминологией; имеют низкий уровень самоконтроля, не позволяющий находить и исправлять орфографические ошибки, выбирать способ проверки слова; не умеют находить те места в словах, которые требуют применения правил, т. е. орфограммы. Как показывает практика, у детей с речевыми нарушениями формирование орфографических навыков, чаще всего, проходит сложнее. Они допускают огромное количество стойких ошибок на правила правописания; испытывают затруднения в автоматизации орфографических действий, которые длительное время не становятся орфографическими навыками. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. 

Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало осознанным и грамотным?

Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является изобретение вместе с детьми схем, опор для запоминания с помощью приемов эйдетики.

Ведущая идея заключается в создании условий, содействующих повышению орфографической грамотности младших школьников с ТНР, на основе использования в коррекционно-образовательном процессе приемов моделирования, необходимых для хранения получаемой информации.

Новизна опыта прослеживается в использовании приемов учебного моделирования для формирования у младших школьников с ТНР умений кодировать и хранить информацию.

Эйдетика - это оригинальная научная методика, разработанная учёными- психологами И.Ю.Матюгиным, Е.В.Антощуком, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбниковой, Т.Б.Слоненко, Т.Н.Мазиной, Л.С. Выготским.

Поначалу слово «эйдетика» кажется страшным термином. Но на поверку оказалось, что все очень просто и даже весело.

«Эйдос» - по-гречески образ. Эйдетика, как методика целиком и полностью опирается на законы природы – издавна люди запоминали образами, и лишь потом это приобретало формат чисел, букв, слов, понятий. Один образ дает нашему мозгу информации больше, чем 1000 слов [1, с.21]. Через образы нам гораздо легче понимать и осознавать материальный мир. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов после окончания их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов. Мнемотехнические приемы помогают учащимся в преодолении многих трудностей русского языка принципиально новым путём. Разнообразные игры, где используются образные графические и образные звуковые ассоциации, дают возможность детям без особого напряжения освоить многие премудрости русской орфографии, дополняя классические правила новыми находками. На уроках дети учатся видеть, мыслить образами. Цифры и буквы для них уже не безмолвные значки: они движутся, разговаривают, имеют запах, вкус, цвет. Умение фантазировать и воображать делает детей естественными, раскованными, раскрепощёнными. Такими же становятся и их мысли, а это раскрывает творческий потенциал.

Методами эйдетики являются: мнемотехника (вербально-логическое мышление) и эйдотехника (конкретно-образное мышление).

Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приемы эйдетики можно использовать во внеклассной работе и непосредственно на уроке.

Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать [4, с.13] Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом. 

Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп: 

1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).

Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. 


Береза – белая береза

Билет – автобус сигналит: “Бии, купи билет!”

Герой – Гена – герой

Деревня – дед в деревне

Железо – железо режу еле-еле

Запад – на западе солнце падает

Инженер – Женя – инженер

Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап

Комната – комната у Наты

Лопата – лопата лопнула

Мебель – мебель белая

Пассажир – пассажир берет билет в кассе

Паук – у паука папа

Пенал – пенал моют пеной

Ребята – ребята решают ребус

Сапоги – Саша в сапогах

Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня

Тарелка – тарелка-это тара

Чувство – уважай чужие чувств

Улица – на улице встречаю знакомые лица


2. Занимательные четверостишия.

Суть – в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший.


а) А ДЕдушке Морозу

Все дЕти в дЕкабре

Готовят дружно встречу

У елки во дворе.

б) Что дЕлали дЕжурные?

Водой залили пол.

Ведром в футбол играли,

Зато забили гол!

в) ГОрка гОроха, лук и морковь.

Мама! Гороховый суп

Нам готовь!

г) ИдИте, ДИРЕКТОР,

На помощь идите!

Порядок, дИректор,

Везде наведИте! 

д)«КвА КВАРТИРУ не хочу,

– КвАкает лягушка.

– Мне болото – лучший дом! Где моя подушка?»

 

 


3. В слове спряталось другое слово.


Валенки – валенки у Ленки.

Горизонт – гори, зонт!

Облако – на облаке лак.

Ракета – в ракете рак.

Соловей - соловей поет соло.

Ужин – ужи на ужин?


4.Графические ассоциации (по схожести изображения).

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

 словариках.                            

5. Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.

                                                                                                                                                     6. Смысловые ассоциации.

Суть этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. 

Погода – погоду наблюдают по годам          

Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!

Библиотека – библия                                       

Сегодня – сего дня (при Петре I)                  

Урожай – земля рожает урожай

7. Нахождение проверочного слова.

Берег – брег /у Пушкина/                 

Лисица – лис                          

Ботинки – боты

Воскресенье – воскрес                       

Впереди – перед, передний        

Пшеница – пшёнка

8. «Подкрепление слов», которые трудно проверить.

Суть – подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов. Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики можно решить эту проблему раз и навсегда! Шёл – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек или снежинки.

9.Как звучат слова в других языках.

Арбуз – арбуз /укр.             

 Морковь – морква /укр./        

Вчера – вчёра /укр./            

Металл – металл /англ./         

 Москва – Москоу /англ/

 

10.Составление ребусов.

 

 

Очень часто на помощь приходят рисунок и сказки:

«Жила-была собака, она любила много спать, поэтому её прозвали Соня».               «Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: «Я - самый храбрый, Я- самый быстрый, Я - самый умный! Я, Я, Я…».

Алгоритм по составлению ассоциограммы:

1. Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной (чётко слышимой) позиции и сочинить мини-сказку к придуманному образу.

2. Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-нибудь предметом, придумать яркий рисунок – ассоциограмму и сочинить мини-сказку к придуманному образу.

Таких способов запомнить словарные слова у каждого учителя накоплено множество. Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите, творите! Именно творчество в работе, использование приемов и методов эйдетики помогает превратить заучивание словарных слов в увлекательную игру. Результатом такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий