Использование
приёмов
эйдетики
для формирования орфографического
навыка
у учащихся младшего школьного
возраста с тяжелыми нарушениями речи
Главное,
что должно дать образование,
и о чём часто забывают,- это не «багаж»
знаний,
а умение владеть этим «багажом».
А.Н.Несмеянов
У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (далее –
ТНР), в отличие от своих сверстников, не сформированы как речевые, так и
неречевые предпосылки усвоения правил правописания. Вместе с тем от развития
орфографических умений зависит познавательное развитие ребенка, не только его
успешное обучение, но и дальнейшая социализация.
Важнейшей задачей обучения младших школьников c ТНР является формирование грамотного письма,
одной из составляющей которого является система правил написания слов или
орфография [2, с.8]. Но каждый учитель современной школы знает,
что нередко приходится много раз повторять с обучающимися один и тот же
орфографический материал, и, всё же, он остаётся не усвоенным. В современном
процессе обучения четко прослеживается противоречие между количественными
усилиями педагогов, направленными на становление орфографических умений, и качеством их развития у школьников.
Процесс овладения орфографическими навыками является непростым и
энергозатратным для любого ученика, тем более для учащегося с ТНР. Для
качественного овладения орфографическими нормами необходимо, чтобы учащиеся
имели достаточный уровень развития высших психических функций; были
познавательно активными; имели хорошо развитые речевые функции; владели и
оперировали элементарным понятийным словарем [3, с.35]. К сожалению, учащиеся с
ТНР плохо владеют учебной терминологией; имеют низкий уровень самоконтроля, не
позволяющий находить и исправлять орфографические ошибки, выбирать способ
проверки слова; не умеют находить те места в словах, которые требуют применения
правил, т. е. орфограммы. Как показывает практика, у детей с речевыми
нарушениями формирование орфографических навыков, чаще всего, проходит сложнее.
Они допускают огромное количество стойких ошибок на правила правописания;
испытывают затруднения в автоматизации орфографических действий, которые
длительное время не становятся орфографическими навыками. От того, насколько
полно будут сформированы навыки правописания в начальных
классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его
орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в
письменной форме.
Как сделать
так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало осознанным и
грамотным?
Современные дети мало
читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного
школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения
проблемы является изобретение вместе с детьми схем, опор для запоминания с
помощью приемов эйдетики.
Ведущая идея заключается
в создании условий, содействующих повышению орфографической грамотности младших
школьников с ТНР, на основе использования в коррекционно-образовательном процессе
приемов моделирования, необходимых для хранения получаемой информации.
Новизна опыта прослеживается в использовании
приемов учебного моделирования для формирования у младших школьников с ТНР умений
кодировать и хранить информацию.
Эйдетика - это
оригинальная научная методика, разработанная учёными- психологами И.Ю.Матюгиным, Е.В.Антощуком, Е.И.Чекаберия,
И.К.Рыбниковой, Т.Б.Слоненко, Т.Н.Мазиной,
Л.С. Выготским.
Поначалу слово
«эйдетика» кажется страшным термином. Но на поверку оказалось, что все очень
просто и даже весело.
«Эйдос» - по-гречески
образ. Эйдетика,
как методика целиком и полностью опирается на законы природы – издавна люди
запоминали образами, и лишь потом это приобретало формат чисел, букв, слов,
понятий. Один образ дает нашему мозгу информации больше, чем 1000 слов [1, с.21].
Через образы нам гораздо легче понимать и осознавать материальный мир. Эйдетизм является
разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных
образов предметов после окончания их воздействия на органы чувств. Обладающий
эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а
продолжает видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все
люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы.
Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую
особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных
и других трудных для написания слов. Мнемотехнические приемы
помогают учащимся в преодолении многих трудностей русского языка принципиально
новым путём. Разнообразные игры, где используются образные графические и
образные звуковые ассоциации, дают возможность детям без особого напряжения
освоить многие премудрости русской орфографии, дополняя классические правила
новыми находками. На уроках дети учатся видеть, мыслить образами. Цифры и буквы
для них уже не безмолвные значки: они движутся, разговаривают, имеют запах,
вкус, цвет. Умение фантазировать и воображать делает детей естественными,
раскованными, раскрепощёнными. Такими же становятся и их мысли, а это
раскрывает творческий потенциал.
Методами эйдетики
являются: мнемотехника (вербально-логическое мышление) и эйдотехника
(конкретно-образное мышление).
Эйдетика включает в себя
систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания,
воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку
способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим
воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой
выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных
научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приемы эйдетики можно
использовать во внеклассной работе и непосредственно на уроке.
Суть этого метода в том,
чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки
придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и
дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать [4, с.13] Имея
придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем
навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного
образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со
словарным словом.
Приемы и методы
запоминания слов можно разделить на несколько групп:
1. Фонетические ассоциации
(по схожести звучания).
Суть – в удачном подборе
созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким
рисунком, подкрепляющим образ.
Береза – белая береза
Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”
Герой – Гена – герой
Деревня – дед в деревне
Железо – железо режу еле-еле
Запад – на западе солнце падает
Инженер – Женя – инженер
Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап
Комната – комната у Наты
Лопата – лопата лопнула
Мебель – мебель белая
Пассажир – пассажир
берет билет в кассе
Паук – у паука папа
Пенал – пенал моют пеной
Ребята – ребята решают ребус
Сапоги – Саша в сапогах
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня
Тарелка – тарелка-это тара
Чувство – уважай чужие
чувств
Улица – на улице встречаю знакомые лица
2. Занимательные
четверостишия.
Суть – в подборе
слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде
занимательных четверостиший.
а) А ДЕдушке Морозу
Все дЕти в дЕкабре
Готовят дружно встречу
У елки во дворе.
б) Что дЕлали дЕжурные?
Водой залили пол.
Ведром в футбол играли,
Зато забили гол!
в) ГОрка гОроха, лук и
морковь.
Мама! Гороховый суп
Нам готовь!
г) ИдИте, ДИРЕКТОР,
На помощь идите!
Порядок, дИректор,
Везде наведИте!
д)«КвА КВАРТИРУ не хочу,
– КвАкает лягушка.
– Мне болото – лучший
дом! Где моя подушка?»
3. В слове спряталось
другое слово.
Валенки – валенки у Ленки.
Горизонт – гори, зонт!
Облако – на облаке лак.
Ракета – в ракете рак.
Соловей - соловей поет соло.
Ужин – ужи на ужин?
4.Графические ассоциации
(по схожести изображения).
Суть – увидеть сходство
формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради
на уроке или в индивидуальных словариках.
словариках.
5. Изографы - это
картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или
отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
6.
Смысловые ассоциации.
Суть этого приема –
разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.
Погода – погоду наблюдают по годам
Спасибо – значит спаси /спас/
тебя Бог!
Библиотека – библия
Сегодня – сего дня (при
Петре I)
Урожай – земля рожает
урожай
7. Нахождение проверочного
слова.
Берег – брег /у
Пушкина/
Лисица – лис
Ботинки – боты
Воскресенье –
воскрес
Впереди – перед,
передний
Пшеница – пшёнка
8. «Подкрепление слов»,
которые трудно проверить.
Суть – подкрепить
словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но
в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных
слов. Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики можно
решить эту проблему раз и навсегда! Шёл
– шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно
иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие
кругляшки точек или снежинки.
9.Как звучат слова в других языках.
Арбуз – арбуз /укр.
Морковь – морква /укр./
Вчера – вчёра
/укр./
Металл – металл
/англ./
Москва – Москоу /англ/
10.Составление ребусов.
Очень часто на помощь
приходят рисунок и сказки:
«Жила-была собака, она
любила много спать, поэтому её прозвали Соня». «Жил-был заяц-хваста. Он очень
любил хвастаться и всегда говорил: «Я - самый храбрый, Я- самый быстрый, Я -
самый умный! Я, Я, Я…».
Алгоритм по составлению
ассоциограммы:
1. Подобрать к слову
созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной (чётко слышимой) позиции
и сочинить мини-сказку к придуманному образу.
2. Если это невозможно,
то, используя схожесть данной буквы с каким-нибудь предметом, придумать яркий
рисунок – ассоциограмму и сочинить мини-сказку к придуманному образу.
Таких
способов запомнить словарные слова у каждого учителя накоплено множество.
Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите,
творите! Именно творчество в работе, использование приемов и методов эйдетики
помогает превратить заучивание словарных слов в увлекательную игру. Результатом
такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без
принуждения. А к этому стремится каждый учитель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий