Информационно-коммуникационные технологии

Конкурсный материал «Компьютер. Образование. Интернет»
Электронное пособие по предмету 
«Социально-бытовая      ориентировка» 
 (Программа 1 отделения вспомогательной школы,VII класс).
Актуальность
Изучение предмета «Социально-бытовая ориентировка» (далее  СБО)   было введено в программу вспомогательной школы с 1986 г., но до сих не в полном объеме представлен УМК для обучающихся VIX классов по данному предмету.
Первоочередная цель уроков СБО - формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных учреждений, повышение уровня общего развития учащихся  и их всесто­ронняя подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Социально-бытовая ориентировка обучающихся с интеллектуальной недостаточностью существенно затруднена в силу нарушений развития у них познавательной деятельности и других психических процессов. Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой.
Из вышесказанного прослеживается, что обучающиеся в процессе обучения испытывают различные затруднения. А отсутствие учебника и учебных пособий, дидактических материалов и методической литературы по предмету СБО лишь усиливают их. В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках СБО.
В процессе преподавания этого предмета выявились следующие противоречия, определяющие актуальность данной работы:
·        социально-педагогического характера: между потребностью  общества в социально адаптированных выпускниках и имеющимися несоответствиями в системе подготовки выпускников вспомогательной школы.
·        научно-педагогического характера: между потенциальными возможностями уроков социально-бытовой ориентировки и недостатками методических разработок в данной области.
·        научно-методического характера: между необходимостью социальной адаптации будущих выпускников и недостаточным использованием возможностей учебной и внеклассной деятельности по предмету СБО.
Возникла необходимость поиска путей и методов обучения, для успешного усвоения знаний и повышения интереса к обучению у детей, имеющих проблемы в развитии.
Поиск эффективных путей разрешения обозначенных противоречий позволил определить проблему, которая состоит в необходимости систематизации учебного материала, разработке электронного образовательного ресурса  для проведения уроков СБО.
Исходя из поиска эффективных методов и приемов обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью, было определено разработать и апробировать электронное пособие для проведения уроков «Социально-бытовой ориентировки» во вспомогательной школе.
Цель:повышение эффективности образовательного процесса на уроках СБО во вспомогательной школе посредством применения ЭОР.
Задачи:
·        обеспечить учебно-методическое сопровождение учебного предмета СБО в VII классе по программе Iотделения  вспомогательной школы;
·        повышать мотивацию обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов;
·        осуществлять различные виды контроля путем применения тестов, созданных в различных интерактивных средах;
·        формировать информационную культуруобучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Практическая значимость.
При подготовке к урокам СБО дидактический, иллюстративный и демонстрационный материал подбирается из различных источников, рассчитанных на учащихся с сохранным интеллектом, что также создает определенные трудности и для педагога, и для самих обучающихся.
Опыт показывает, что некоторые обучающие компьютерные программы, игры, детские электронные энциклопедии целесообразно использовать на занятиях СБО, тем болеечто данный предмет охватывает изучение всех сфер самостоятельной жизни обучающегося от правил личной гигиены и приготовления пищи до этики семейных отношений.  Но учителю вспомогательной школы, учителю-дефектологу классов интегрированного обучения и воспитания сложно, а иногда и невозможно использовать на уроках компьютерные продукты, созданные без учета специфики специального образования. Возникает необходимость в создании ЭСО на основе существующих интерактивных сред и собственных разработок с разным уровнем сложности с учетом возможностей учащихся с ОПФР.
Сегодня в специальной педагогике сложились все необходимые
предпосылки для исследований современных дидактических проблем, в частности вопросов, связанных с обучением детей с интеллектуальной недостаточностью, с внедрением ИКТ и ЭОР в образовательный процесс обучающихся с интеллектуальной недостаточностью,  которые позволяют по-новому использовать на уроках во вспомогательной школе текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти средства позволяют учителю и обучающимсяиспользовать самые различные источники информации, которые способствуют совершенствованию образовательного процесса в целом.
Применение ИКТ в процессе обучения даетвозможность активизировать познавательную деятельность обучающихся и позволяет не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.
Авторами в процессе работы были использованы различные источники по подборке необходимого материала, который переработан и максимально адаптирован для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Работа над данным проектом не является завершенной. Данное пособие регулярно пополняется.
Назначение.
Электронный образовательный ресурс выполнен в программе SunRavBookOffice, состоящий из 10 книг по разделам: «Личная гигиена», «Одежда и Обувь», «Питание», «Жилище», «Учреждения. Организации», «Улица. Транспорт», «Средства связи», «Предприятия службы быта», «Одежда и обувь» согласно учебной программе «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» для VII класса I отделения вспомогательной школы.
Для реализации проекта по разработке и созданию электронного пособия по СБО был выбран пакет программ SunRavBookOffice, который состоит из двух программ: • SunRavBookEditor - программа для создания и редактирования книг и учебников. • SunRavBookReader - программа для просмотра книг и учебников.
Программа SunRavBookEditor позволяет публиковать книги в разных форматах, данное пособие выполнено в формате:
EXE книга. Это самый распространенный и удобный формат. Преимущества этого формата: для просмотра электронной книги не нужна программа для чтения - она уже встроена в саму книгу, полное сохранение всего форматирования книги, включая программирование элементов, использование индексного и полнотекстового поиска.
Перечень программных средств, использованных при разработке проекта:
1.     SunRavBookOffice.
2.     Microsoft Office PowerPoint.
3.     Конструктор тестов в MSPowerPoint(TestKit.pptm, А.Н. Комаровского).
4.     Microsoft Office Word.
5.     Конструктор тестов easyQuizzy.6.     iSpring QuizMaker (модуль создания тестов и опросов).







Комментариев нет:

Отправить комментарий