Многомерная дидактическая технология


Логико-смысловые модели в работе с детьми с особенностями психофизического развития
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра.
   Джон Дьюи

В последнее время особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР). Современный этап образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребёнка и его самореализацию в жизни.
Как сделать уроки с детьми с ОПФР интересными и нескучными? Как дать знания и прочно их закрепить? Ведь теоретически дети с ОПФР имеют хорошие прогнозы – у большинства их них возможно выравнивание развития к концу обучения в начальной школе.
Легко ли сделать привлекательным и простым то, что на самом деле является трудным? Конечно, нет. За этим стоит сложная работа учителя и учащегося. Одни учащиеся с ОПФР лучше усваивают материал, когда он написан на доске или помещен в книге, вторые – когда его объяснят устно, третьим – необходимо все сделать самостоятельно.
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся в учебном процессе, их познавательной мотивации к учебной деятельности. Не все учащиеся активно работают, когда идет поиск решения проблемы, не все умеют перерабатывать учебную информацию, выделять главное, плохо владеют языковыми средствами, не умеют выражать свои мысли. Наибольший эффект в освоении информации будет достигнут, если методы ее изучения, оформления и работы с ней будут соответствовать тому, как мозг хранит и воспринимает информацию.
В результате своей педагогической деятельности я убедилась, что активные методы, творческие элементы должны находиться в основе обучения. В этом мне помогает логико-смысловая модель (далее- ЛСМ) представления информации.
Основная идея использования ЛСМ – идея многомерности окружающей мира, человека, его мышления, образовательного процесса, познавательной деятельности. Данная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема содержит 2 компонента: логический – в виде системы расстановки координат и узлов и смысловой – в виде закодированных понятий, названий координат и узлов.
ЛСМ – конкретная реализация дидактического многомерного инструмента, представление знаний на естественном языке в виде образа-модели – предназначена для того, чтобы поддерживать проектирование учебного материала и учебной деятельности. Содержание учебной информации многомерное, а форма обучения – одномерная. ЛСМ позволяет:
• содействовать формированию у учащихся таких ключевых компетенций, как: умение рационально мыслить, умение учиться, умение перерабатывать информацию, коммуникативное умение;
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• формировать положительную познавательную мотивацию к учебной деятельности.
Достоинствами использования ЛСМ являются следующие:
·                   Чётко обозначается главная идея.
·                   Легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий, элементов.
·                   Развивается ассоциативное мышление, повторение происходит быстрее и эффективнее.
·                   Схема модели может дополняться и редактироваться позднее.
·                   Модели легко восстанавливаются при воспоминании.
Использование ЛСМ дает возможность учащимся с любым типом мышления чувствовать себя комфортно. Если доминирует левое полушарие, то легче воспринимается материал частями, а если правое, то необходимо видеть картину деятельности полностью. Он обрабатывается правым и левым полушарием одновременно. Таким образом, использование ЛСМ способствует координации первой и второй сигнальных систем человека.
ЛСМ позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику явлений, событий, установить причинно-следственные связи, выявить основную проблему и найти ее решение, построить речевое высказывание.
Изначально ЛСМ составлялись только мною. На уроках учащиеся знакомились с этими моделями, учились их читать и применять при выполнении различных заданий. Затем стала предлагать ученикам задания по завершению ЛСМ, выборе координат для составления новых моделей. На следующем этапе мы начали вместе создавать их.
Использую следующие приемы:
- учащимся предлагается использование ЛСМ как ориентировочной основы для ответов;
- учащиеся составляют вопросы по любым заполненным координатам модели;
- предлагаю на карточках ЛСМ, где на координатах заменены местами несколько опорных узлов. Задача учащихся исправить “ошибки” и восстановить логику рассмотрения вопроса;
- учащиеся восстанавливают недостающие ключевые слова опорных узлов.
В зависимости от темы урока ЛСМ составляется на одном уроке или выстраивается поэтапно – от урока к уроку – в соответствии с изучаемым материалом, могут применяться на уроках любого типа и на любых этапах урока. Приведу примеры.
Актуализация и проверка знаний. Предлагаю учащимся ЛСМ с «ошибками» или с недостающими ключевыми словами. Одновременно с объяснением “Что я знаю” дети ориентируются на ЛСМ, находят и исправляют ошибки, вставляют недостающие слова, при этом учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. После работы с ЛСМ учащиеся составляют речевое высказывание, что позволяет развивать их коммуникативные умения. 
Постановка цели и задач урока. На данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Предлагается учащимся готовая ЛСМ или составленная ими на предыдущих уроках. Учащиеся по ЛСМ воспроизводят информацию, структурируя основные понятия. Ребята анализируют, систематизируют знания по теме, обобщают и сталкиваются с неизвестным ключевым словом на координате. Так, при изучении темы «Имя существительное» делают вывод, что понятие “падеж” им неизвестно. Учащиеся строят речевое высказывание: какова тема, цель и задачи урока. 
При изучении нового материала. Предлагаю готовую модель, которая служит своеобразным планом темы, помогает сосредоточить внимание учащихся на ключевых понятиях. В ходе работы учащиеся знакомятся с основными понятиями темы на каждой координате, устанавливают взаимосвязь, обсуждают основные вопросы и проблемы, ищут пути решения проблем, возможности применения материала в практической деятельности. Сначала строят предложения по каждой координате, а потом составляют речевое высказывание по всей теме. 
Закрепление или контроль знаний. ЛСМ помогает закрепить смысловую информацию по теме. Как вариант, я раздаю ученикам модели, которые представлены только названиями векторов и координат, из которых заполнен только первые. Предлагаю учащимся заполнить модель полностью и озвучить её.
Всегда использую ЛСМ на уроках обобщения, при подготовке к самостоятельным и контрольным работам. В этом случае они выполняют роль опорного конспекта и своеобразной шпаргалки. 
В результате своей деятельности я убедилась, что использование ЛСМ помогает быстро запоминать, интересно и рационально работать, легко воспроизводить учебный материал. Объем учебного материала уменьшается и легче усваивается, а поэтому у учащихся формируется положительная познавательная мотивация к учебной деятельности. На уроке работают все учащиеся, каждый работает в своем темпе. Они не боятся высказывать свои мысли, могут предлагать любые варианты. У учащихся развиваются творческие и познавательные способности. Совместная работа над ЛСМ содействует реализации коммуникативно-деятельного подхода в обучении. А все это повышает качество знаний и эффективность обучения.



Комментариев нет:

Отправить комментарий