Общая характеристика


В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).
Важное место в учебном процессе занимает коррекционно–развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей ОПФР.
При работе с детьми с ОПФР применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательном процессе.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С., Амонашвили Ш.А.) в школе - интернате направлены на организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОПФР необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В образовательном процессе используются :
 - компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
 -использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
 - тестовые технологии (презентации);
 -аудиовизуальные технологии;
 - компьютерные тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применяются технологии Арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОПФР доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
•исключается уравниловка и усреднение детей;
•повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
•в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
•создаются щадящие условия для слабых;
•у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
•отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
•появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
•повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе коррекционной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность. Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
•обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
•урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
•адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
•одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
•дополнительные упражнения;
•оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
С целью оздоровления учащихся образовательный процесс на уроках построен с учётом здоровьесберегающих технологий по системе В. Ф. Базарного. Основные приёмы физиологической коррекции:
·                   динамизация рабочей позы (2- 3 раза за урок);
·                   обучение в режиме «зрительных горизонтов», использование модулей «Подвесная леска», «Подвесная рейка», «Вертушка», «Сенсорный шар», организация поиска информации в окружающей действительности;
·                   изучение по модулю «Экологический букварь» предметов и явлений окружающего мира и возможность на них «влиять»;
·                   подача учебной информации по волновым траекториям, в движении;
·                   использование тренажёров для профилактики близорукости и улучшения зрения; для снятия статического напряжения с разных отделов позвоночника; активизации биологически активных точек ступней ног, кончиков пальцев;
·                   воздействие на активные точки крыльев носа, ушных раковин с целью профилактики простудных заболеваний.
Данные технологии, кроме очевидного оздоровительного эффекта удовлетворяют естественную потребность детей в движении, делают его целенаправленным; развивают иннервацию движений глазного яблока, расширяя поле зрения; положительно влияют на продолжительность рабочих циклов по отношению к релаксационным; предупреждают психофизические перегрузки на уроках, устраняют нерабочие моменты. Создаются условия для вербализации действий учеников в различных, актуализированных учебных ситуациях.
Основной путь развития высших психических функций происходит через овладение системой знаний, умений, навыков предусмотренной школьной программой. Эффективность этой работы усиливается через применение принципов коррекционно-развивающего обучения:
·                   Динамичность восприятия (задания даются по степени нарастающей трудности, со сменой доминантного анализатора).
·                   Продуктивная обработка информации (дозированная, поэтапная помощь, перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание).
·                   Развитие и коррекция высших психических функций (специальные упражнения на развитие высших психических функций, задания с опорой на несколько анализаторов).
·                   Мотивация к учению (постановка законченных инструкций; связь с жизнью, межпредметная связь; проблемные задания; развёрнутая словесная оценка; призы, поощрения).
Развитие личностных качеств и создание условий для самореализации учеников в ходе освоения изучаемых дисциплин возможно благодаря принципам личностно- ориентированного обучения: природосообразности, культуросообразности, индивидуального подхода.
          Средства активизации познавательной деятельности учащихся в личностно- ориентированном обучении:
·                   использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт, учитывая психологические, физические потребности учащихся;
·                   создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса через личностно- значимое и общественное мотивирование;
·                   стимулирование учащихся к высказываниям, выполнению заданий без боязни ошибиться;
·                   использование в ходе урока дидактического материала, учебных ситуаций ставящих ученика в условия выбора и его обоснования;
·                   оценка деятельности не только по конечному результату, но и с учётом процесса его достижения;
·                   создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющим проявить самостоятельность, самовыражение;
·                   создание возможностей для соавторства при изготовлении наглядных пособий;
·                   вариативность и эффективность форм контроля;
·                   создание условий для личностного развития (задания оргдеятельностного, когнитивного, креативного характера).
Учебная деятельность представляет собой мотивацию, планирование, организацию и самоконтроль. Всё это не доступно для умственно отсталого ученика без развития соответствующих навыков.
Успех любой деятельности зависит от мотивирования к ней. Ученики начальных классов имеют потребность в игре, в движении. В этот период преобладает внешняя мотивация, не связанная с познавательным интересом или чувством долга (это чувство может развиваться в течение всей жизни).
Технология, основанная на идеях М.Монтессори.
Ведущие теоретические идеи: каждый ребенок от рождения наделен ему одному присущим потенциалом развития, который может быть реализован только в собственной деятельности ребенка. Задача педагога – создать среду, облегчающую ребенку раскрытие собственного потенциала, и позволить ему свободно действовать в этой среде, познавая через нее и окружающий мир. Среда строится с учетом возрастных особенностей ребенка на каждом этапе его развития.
М.Монтессори определила три этапа в развитии ребенка от 3 до 12 лет.
Первый этап – до 6 лет: ребенок – строитель самого себя. Это период «впитывающего» сознания, языкового, сенсомоторного развития. Организованная педагогом среда включает специальные материалы, взаимодействуя с которыми, ребенок развивает свою сенсорную сферу, мелкую моторику руки, формирует практические навыки.
Второй этап – от 6 до 9 лет: ребенок-исследователь. Он познает окружающий мир в процессе собственных активных действий, в помощью воображения создает целостную картину.
Третий этап – от 9 до 12 лет: ребенок-ученый. Из исследователя-экспериментатора он превращается в маленького ученого, который не только  ставит опыты, но и пытается их проанализировать.
Технология, основанная на идее О.С.Газмана.
Ведущая идея: вычленение наряду с воспитанием и обучением особой сферы деятельности школы – педагогическая поддержка детей в образовании.
Под педагогической поддержкой понимается помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с эффективной, деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Технология В.М.Монахова.
Это технология проектирования учебного процесса, которая базируется на доверии педагогическому профессионализму учителя, гарантии образовательной подготовки учащегося на любом отрезке учебного процесса, обязательности норм при проектировании технологии обучения.
Технология требует тематического планирования. Создается технологическая карта. В технологической карте находит отражение логическая структура учебного материала, детально проработанное целеполагание, соответствующая ему диагностика и следующая за этим коррекция. В карте указывается и содержание внеаудиторной самостоятельной деятельности учащихся с определением критериев.
Технология коллективного способа обучения (КСО).
Преимущества КСО
- каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- отпадает необходимость в содержании темпов продвижения одних и понукании других;
- формируется адекватная самооценка возможностей, способностей, достоинств и ограничений;
- обсуждение одной информации со сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей;
Учебное содержание расчленяется на единицы усвоения, разрабатываются целевые задачи. Ученик прорабатывает определенный блок информации, знаниями делится с партнером.
Технология Е.И.Пассова.
Предметом изучения становится речевая деятельность. Главным оказывается содержание речевого поведения, которое складывается из речевых поступков и обусловлено речевой ситуацией. Способность правильно вести себя в речевых ситуациях определяет коммуникативную компетенцию учащихся.
Коммуникативная технология предполагает функциональность обучения. Ребенок спрашивает, подтверждает мысль, побуждает к действию, высказывает сомнение, а в процессе этого актуализирует грамматические нормы.
Технология укрепления дидактических единиц (УДЕ).
Технология создает условия для реализации ряда целей: развития системного мышления, развития творческого воображения, активизации и расширения словарного запаса, воспитания познавательного интереса.
УДЕ в усвоении знаний дает возможность лучше использовать программный материал на практике, обеспечивая сознательное и прочное его усвоение, способствуя и общему развитию детей. Проникновение в сущность изучаемого, в богатство его связей со всеми родственными знаниями позволяет наращивать ствол дерева знаний.

Новаторские педагогические технологии
в специальном образовании
1.     «Шаг за шагом»
2.     Личностно-ориентированное обучение (Якиманская)
3.     Методика М.Монтессори
4.     ТРИЗ
5.     Дальтон-технология
6.     Развивающее обучение (Эльконин-Давыдов)
7.     Методика Зайцева
8.     КСО (Коллективный способ обучения)
9.     Разноуровневое обучение
10.                        Модульное обучение
11.                        Французские мастерские
12.                        Индивидуализация обучения
13.                       Операторная методика Ходовой
14.                        Уровневая дифференциация (Гузик, Фирсов)
15.                        Проблемное обучение
16.                        Развивающее обучение по Никитину
17.                        Укрепление дидактических единиц
18.                        Технология Воробьёвой
19.                        Технология Амонашвили
20.                        Управленческая деятельность
21.                        Видимая речь
22.                        КСД
23.                        Многопрофильная школа
24.                        Здоровьесберегающие технологии
25.                        Игровые коррекционные технологии
26.                        Методика Федоренко
27.                        Модуль «Ориентир»
28.                        Природосообразные технологии Кушнера
29.                        Технология проективного обучения (Монахов)
30.                        Коммуникативная технология Пассова
31.                        Методика Лалаевой
32.                        Адаптивная технология Гранитской
33.                        Поэтапное формирование умственных действий
34.                        Арттерапия
35.                        Технология полного усвоения знаний
36.                        Синхронное моделирование
37.                        Педагогические мастерские
38.                        Адаптивное обучение
39.                        Технология Шаталова
40.                        Технология Лысенковой
41.                        Технология коррекции речи
42.                        Обучение чтению по Глену
43.                        Графические модели, съёмные знаковые модели
44.                        Мультипрофильная школа
45.                        «Первый шаг»



Комментариев нет:

Отправить комментарий